ИЗ АРХИВА
«Смена» — советский, а затем — российский иллюстрированный популярный гуманитарный журнал. Основанный в 1924 году, он был самым массовым молодёжным журналом Советского Союза. Периодичность: 2 раза в месяц.
Журнал «Смена» № 11, 1965 год
После репетиции мы с Сашей Броневицким слушаем музыку. Крутятся диски магнитофона – «Лунная соната» Бетховена. Потом Саша просит Чайковского, потом – Равеля. И повторяем всё сначала.
Там, в концертном зале, он «мучил» своими поисками ребят, «мучил» Эдиту, заставляя по нескольку раз повторять один и тот же такт. Там он со всей серьезностью художественного руководителя совершенствовал свой «маленький театр эстрадной песни», а здесь, сидя в кресле, молча и сосредоточенно слушал классику. Слушал и отдыхал. Отдыхал от самого себя, от трудностей «легкого жанра», от вечных поисков, никогда не оставляющих художника.
В самом названии ансамбля «Дружба», которым руководит Александр Броневицкий, есть что-то символическое. В нем работают молодые ребята разных национальностей: латыш, грузин, армянин, русский, эстонец, украинец. Прищли они в ансамбль разными путями. Украинец Мирослав Фикташ сам, по собственному желанию, явился в ансамбль, влюбленный в его идею. Эстонца Тойво Соостера Броневицкий нашел в Таллине, когда случайно услышал его голос из окна Клуба пожарников. Мягкий баритон напрасно силился заглушить резкие звуки джаза. «Такому бы голосу – аккомпанемент!» – подумал Броневицкий и пригласил парня на пробу. Томаз Чиаурели приехал из тбилисского ансамбля «Реро», а волжанин Анатолий Королев появился в «Дружбе» после армии. «Нужен фон! Фон большой патетики, большого размышления о жизни. В этом смысл ансамбля», – говорит Броневицкий. И опять – в который раз – начинает разговор о песне… О песне неизвестного американского композитора, которой нужен текст, трогательный, как воспоминания о детстве. О гимне варшавского гетто – его он тоже хочет включить в репертуар. Нелегкое это дело – песня. Особенно, если хочешь, чтобы ее можно было не только услышать, но и увидеть, понять ее суть.
Свое видение песни – как это важно! Об этом думают все участники ансамбля. Много и серьезно думает об этом и Эдита.
«Девять, девять, девять. Я вся состою из девяток, – шутит Эдита Пьеха, – и каждая девятка имеет свой смысл и биографию. Первая «девятка» – французская.
Пьеха родилась и выросла во Франции. Сейчас тяжело вспоминать те годы, именно тогда погибли в шахте отец и старший брат. Мать с дочерью вернулись в Польшу. Тогда Эдите было девять лет.
Вторая «девятка» – польская. Время надежд и больших ожиданий. С отличием окончена школа. Ее посылают учиться в СССР. Тогда ей было восемьнадцать.
Третья «девятка» – русская. Ленинград, философский факультет университета и мечта стать психологом. Но есть и еще одна страсть – песня. Разве философ не может петь и оставаться философом? Разве через песню нельзя познавать людей, объяснять их?..
Эдита начала свою творческую жизнь в ансамбле «Дружба» польской песенкой «Красный автобус». Песенка полетела по городам и селам страны. По пути «Красный автобус» собирал новых пассажиров – новые песни. Певица Пьеха знакомила нас с песнями народов мира, с песнями народов нашей страны, а философ Пьеха заставляла глубоко задумываться над их существом. Искусство Эдиты Пьехи – большое искусство: есть музыка, и есть литературный текст, но есть еще и подтекст, состоящий из собственных чувств и собственных наблюдений. И если одному человеку под силу соединить это и донести до слушателя, возникает то, что называется настоящим искусством. Эдита Пьеха умеет это делать. Ее искусство полно обаяния и строгого вкуса, проникновенности и удивительной музыкальности.
Сейчас ей двадцать восемь. Возраст, когда в творчестве переходят на «третью космическую скорость». Но иногда – полушутя-полусерьезно – она рисует нам картину своей неизвестно какой «девятки»: надевает очки, припудривает волосы.
– Представляете, я вхожу в класс. – Эдита ссутулившись встает у стола: – Здравствуйте, дети. Я ваша учительница. Начинаем урок… – Потом смеется: Не век же петь на сцене. Я же педагог…
Нам не хочется верить в эту шутку. Ведь мы постоянно ждем ее новых песен, и у нас в памяти те, которые Эдита спела: то веселая Каролинка из польской песенки, то одинокая, тоскующая девушка из французской, то страстно влюбленная – из американской, то безмятежно счастливая – из уральской…
Скоро в Алжир на IХ Всемирный фестиваль молодежи отправится ансамбль «Дружба». Эдита и ее товарищи скажут свое слово в большом хоре молодых голосов нашей планеты. Счастливых им песен!
Е.Иванова, фото М.Муразова
--------------------------------------------------------------------
IX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов планировался в период роста антивоенного и студенческого движения в капиталистических странах, расцвета движения хиппи. Первоначально мероприятие планировалось провести в Алжире в 1965 году, но из-за произошедшего в этой стране военного переворота дату пришлось перенести, а новым местом проведения фестиваля стала Болгария (с 28 июля по 6 августа 1968 года).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1434294