Не так давно я познакомилась с одной из поклонниц-ветеранов. У нее большой архив, к сожалению, пострадавший во время пожара-потопа в квартире. Несмотря на это, она его хранит, но выложить в инете невозможно из-за обгорелостей и желто-коричневых разводов – нечитабельно. Вот решила перепечатать кое-что, на мой взгляд, интересное.
Журнал «Темро» (Италия) №36, 3 сентября 1968 года.
МИНА В СЛАВЯНСКОМ АСПЕКТЕ (Мина – итальянская поп-звезда)
Самая известная советская певица зарабатывает 560 тысяч лир в месяц, больше, чем русские министры, но 1/21 того, что зарабатывает итальянская звезда.
Ей нравятся многие итальянские и французские певцы. «Я зарабатываю меньше их, но у меня обеспечена пенсия…»
Москва, август 1968 г.
Волосы русые, она высока и красива, как Мина. Ее зовут Эдита Пьеха – это самая известная и самая любимая певица в Советском Союзе. Каждый день она получает сотни писем, полных любви. Почти все эти письма присылают молодые воздыхатели, которые в основной массе прибегают на каждый ее концерт.
Ей 31 год. У нее семилетняя дочь. Она замужем за музыкантом и живет в роскошной квартире в городе Ленинграде. У нее дача и машина. Ей платят больше, чем министру (800 рублей в месяц), т.е. 560.000 лир – это очень высокая зарплата для России.
Я встретился с нею в гостинице «Москва» - это суперхилтон отель, который был построен до войны.
Она заговорила со мной на превосходном французском языке. Я спросил у нее, где она научилась говорить так превосходно по-французски. Таким образом мне стала известна история ее жизни – тяжелая и совершенно неожиданная биография. Такие биографии придумывают представители прессы, но на этот раз она правдива и в некотором роде даже трагична.
«Я родилась во Франции в 1937 году. Родители мои – поляки. Мой отец работал в шахте, в маленьком городке на север от Парижа. Он умер от силикоза во время войны, а спустя немного времени мой брат тоже умер. Моя мать снова вышла замуж за земляка, и после войны мы вернулись в Польшу. Мне тогда было 9 лет. Я училась, а мать работала. Мое детство было скромным, но радостным. Я думаю, что я училась хорошо. Свидетельство того – в 1955 году, после окончания лицея, я победила на конкурсе, получила именную стипендию и поехала учиться в Ленинградский университет на факультет философии и психологии».
Когда она прибыла в Россию, ей было 18 лет.
В Ленинграде советские и иностранные студенты организовали маленький ансамбль и назвали его «Дружба». Ее пригласили петь в этот ансамбль. Эдита пела на французском, польском и русском языках и очаровала всех участников ансамбля.
«Я продолжала учиться, но мне было нелегко. Я сдавала экзамены и хотела во что бы то ни стало получить диплом философа. Шеф ансамбля «Дружба» тем временем влюбился в меня, а я в него. Это был студент консерватории Александр Броневицкий. Мы поженились, и я отказалась от защиты диплома. После выступления в Ленинграде мы стали известны в Москве, Киеве и за границей».
До Эдиты Пьехи в России превалировал фольклорный жанр. Это она создала современную песню – даже если эта советская песня имеет социальную или патриотическую окраску. Я часто видел ее по телевидению, слушал ее по радио. Исполнение ее современное, но ее песни мне иногда напоминают невинные и романтические мелодии наших отцов: «Мама», «Я люблю», «Это значит любовь», «Город детства» и другие.
Я спросил у нее: «В чем заключается секрет ее успеха?»
Она мне ответила: «Я пою для молодых. И когда я пою, я использую все то, чему я научилась, изучая психологию. Я пытаюсь сказать им нечто такое, что могло бы взволновать их чувства. Я жила все время среди молодых. Я их понимаю. Поэтому я говорю о первой любви без взаимности, я пою о далеких родителях, о войне, о жестокостях, свидетельницей которых я была. Эти сюжеты, может быть, у людей Запада вызовут улыбку, но в России не может существовать такой музыки, как ваша».
Я заговорил с ней о современном европейском молодежном волнении и спросил у нее, наблюдаются ли эти явления среди советской молодежи: «Наша молодежь счастлива, потому что она не знает, что такое страдания и ужасы, свидетелями которых были их родители. Это незнание является причиной тому, что они не могут полностью оценить свое счастье».
Она не стала комментировать студенческие волнения Запада: «Я не знаю, что вам сказать по поводу событий, которые происходят во Франции, Германии и Италии. Я мало знаю ситуацию и поэтому могла бы сказать какую-нибудь глупость. Давайте поговорим о песнях».
Она не любит твисты и стиль Е-е, потому что: «… у них нет ничего общего с Жюльет Греко, Жильбером Беко, Шарлем Азнавуром, Орнеллой Ванони, Мильвой и Миной». Этих певцов она предпочитает. Ее музыкальная страсть – французы, а затем итальянцы. Но не всякие исполнители и не всякие песни.
– Вы слышали когда-нибудь о Сан-Ремо?
– Конечно. Мне хотелось бы там побывать с такими певцами, как Далида, Франсуаз Арди, Барбара, Бобби Соло, Джильола Чинкветти, Катарина Казелли.
Я попытался узнать у нее, знакома ли она со всеми этими певцами лично.
«Нет. С большинством из них я не знакома, но знаю их по пластинкам».
Но есть у нее одно божество, кумир. Это Эдит Пиаф.
«Будучи в Париже в течение 47 дней, я смогла купить все пластинки Эдит Пиаф».
В прошлом году фирма грамзаписи «Мелодия» получила международную премию за продажу миллионов пластинок Эдиты Пьехи. Я спросил, сколько она заработала. Она ответила, как отвечают западные певцы, не удивляясь этому вопросу: «Как и всем моим коллегам, мне платит государство и Министерство культуры. Я принадлежу к первой категории, и поэтому мне платят достаточно. Выше есть еще две категории, которые достигаются только временем».
Я сказал ей о заработках Мины. Она удивилась, но тут же заявила: «Да, правда, большой заработок. Но сколько может петь певица на Западе? Десять, пятнадцать лет? У нас можно работать всю жизнь. Спустя 25 лет, будучи относительно молодым, можно получить пенсию, которая равняется среднему заработку».
Правда есть еще пенсии гораздо больше, пусть даже Эдита Пьеха об этом и не говорила.
Самые известные певцы, артисты, писатели и музыканты, а также руководящие работники партии образуют определенную элиту. Даже если в России не существует понятия «звезда», однако же они пользуются специальными магазинами, которые получают западные товары. Они одеваются по последней парижской моде и смотрят западные фильмы .
В конечном счете, Эдита Пьеха, рожденная во Франции, ставшая полькой, а теперь советской, является продуктом оттепели.
В московских и ленинградских ресторанах танцуют под музыку, которая впервые была исполнена ею.
Кажется, уже далек тот период, когда Хрущев со своей крестьянской агрессивностью громил капиталистическую музыку. Производство грампластинок сейчас в России приспосабливается к новому музыкальному вкусу. В прошлом году было выпущено 150 миллионов пластинок, 180 миллионов в этом. А в 1970 году будет выпущено 300 миллионов – это огромная цифра.
И совсем не удивительно будет, если скоро Советский Союз станет экспортировать Эдиту Пьеху, как Англия экспортировала Битлз.
Альберт Майер
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Русский перевод статьи представлен в пресс-релизе ЭС.
Интересно, как организовывалось и проводилось это интервью? Где находились «искусствоведы в штатском»? И, наверное, они не разрешили проводить интервью в «роскошной квартире» певицы в Купчино, хотя журналисту, конечно, было бы любопытно посмотреть своими глазами, как живет «самая известная и самая любимая певица в Советском Союзе».
Отредактировано Zlata (2016-02-25 05:02:54)